7 января 2016 г.

Из опыта работы учителей русского языка и литературы ООШ № 12


РОЛЬ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ

Великий Конфуций сказал: “Подлинная доброта вырастает из сердца человека. Все люди родятся добрыми ”. Уроки литературы сегодня являются не только уроками получения новых знаний, получения определенного опыта, которое выработало человечество за многие тысячелетия, но и уроками воспитания характера, взглядов, отношения к миру, людям. Девизом же нашей кафедры взяты слова известного русского философа 19 века Николая Фёдорова "Жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех". И найти эту золотую середину в жизни мы должны научить наших учащихся. Действительно, очень важно, чтоб наш выпускник не потерялся в сегодняшнем мире, научился жить для себя и людей, не ущемляя свои интересы. Современное общество ставит перед школой очень важную задачу -развитие компетентной личности. Выпускник школы сегодня должен обладать не только хорошими знаниями, но и самое главное - должен найти себя в обществе, реализовать свои знания и умения, полученные в школе, на практике. Одной из главных задач общеобразовательного учреждения на современном этапе развития общества является переход от образования, где знания выступают только лишь как средство достижения материального благополучия, к инновационному типу образования, цель которого заключается в создании для школьника всех необходимых условий, в которых его личность могла бы развивать свои потенциальные возможности. 

Школа сегодня - это уже учебно-воспитательный комплекс, где ребенок получает не только знания, но и всесторонне развивается. Этому способствует не только учебная деятельность, но и большую роль в воспитании учащегося играет внеклассная работа. Бесспорно, ученик, участвуя во внеклассных мероприятиях, раскрывает себя яркими гранями своего таланта. И порой бывает даже самый заурядный на уроках ученик во внеклассной работе раскрывается как талантливая, способная к творчеству личность.

Сегодня, когда больше времени проводят с компьютером, чем с книгой, учителя русского языка школы отмечают большую роль внеклассной работы в развитии читательского интереса к литературе, к чтению. В нашей школе на протяжении многих лет большое внимание уделяется развитию читательского интереса у ребят. И в этом нам хорошо помогает многолетнее сотрудничество с библиотекой им. В.Дубинина, с коллективом которой проводятся различные мероприятия.



Сегодня вы видели возле нашей школы памятник русскому писателю Н.В. Гоголю. Наша задача - рассказать о нашей работе по изучению наследия великого русского писателя. Но эта работа началась давно. Когда в мире отмечался юбилей со дня рождения великого русского писателя А.П.Чехова, был объявлен конкурс, на тот момент нового вида работы, создания презентации по творчеству писателя. Тогда заинтересовались этой работой мы и "заразили" учащихся. Нами совместно с ребятами были созданы презентации по биографии писателя и произведениям, изучаемым в школе, начиная с юмористических рассказов и заканчивая пьесой "Вишневый сад". Работали с интересом и огоньком и учителя и учащиеся. Свои работы мы представляли на МО учителей русского языка района, а также они вошли в копилку работ ИПП г. Запорожья. Это было общее дело для нас, учителей, и учеников. Тогда впервые мы заходили и Интернет, находили интересный материал, творили, и это было заразительно для нас и наших учеников. В нашей школе все годы проводилось очень много экскурсий. Наша работа над гоголевской темой началась задолго до празднования 200-летия писателя. В 2007-2009 годах несколько классов совершили увлекательное путешествие на Полтавщину, в Гоголевские места. Мы побывали в Полтаве, Диканьке, Опошне и , конечно, заинтересовались этой темой. Интересна была поездка учителей школы в эти места, мы видели знаменитые кочубеевские дубы, заряжались их энергетикой, были в свято Никольской церкви, вдыхали в себя аромат сиреневой рощи, принимали участие в вечорницях. А тут подошел юбилей писателя, и мы, и учащиеся решили отметить эту дату. Были проведены конкурсы рисунков, сочинений, стенгазет, презентаций по творчеству писателя. А завершилась декада литературным вечером.

В создании сценария приняли участие все учителя и учащиеся, много было прочитано, отобраны понравившиеся страницы произведений, а это, конечно, повышало читательский интерес учащихся. В этом мероприятии приняли учащиеся с 6 класса по 11, инсценированы были отрывки произведений "Ночь перед Рождеством", "Тарас Бульба", "Ревизор", "Мертвые души". 

И тут нас заинтересовала работа по изучению творчества писателя. И, естественно, мы каждый год, как и в любой школе, начинаем с того, что внимательно планируем внеклассную работу по предмету. Это и викторины, и конкурс презентаций, и литературная конференция, и конкурс творческих работ, и, конечно, литературно – музыкальный вечер. 

А в 2010 году у школы был открыт памятник великому писателю. 1 апреля, в день рождения Н. В.Гоголя, в нашей школе уже стало традицией проводить линейку у памятника писателю возле школы. Здесь выступают учащиеся, учителя, работники библиотеки, гости. Звучат слова благодарности в адрес писателя, звучат незабываемые строки из произведений Н.В.Гоголя.

Много было прочитано, много найдено интересного о Гоголе. Была организована большая исследовательская работа. Это увенчалось защитой презентаций. Были проведены: читательская конференция по произведениям Гоголя, викторина по повести "Ночь перед Рождеством", литературная игра "Читаем, играем, "Ночь перед Рождеством" изучаем", "Что? Где? Когда?" по роману "Мертвые души" в 10 классе.

Очень живо, интересно была проведена литературная гостиная "Запорожская слава в литературе и искусстве" по повести "Тарас Бульба" с инсценированием отдельных эпизодов повести. И это опять таки заставляет учащихся еще и еще раз перечитывать произведение страницу за страницей. Нельзя не упомянуть о творческих конкурсах, посвященных творчеству писателя, это первые пробы пера, проба своих писательских возможностей. Это и конкурс сочинений на темы "Мой Гоголь", "Читая Гоголя...", "Земля, воспетая великим мастером", "Современный ревизор" по итогам изучения комедии "Ревизор".

Часто в нашей школе бывают представители завода " Мотор Сич", телекомпании "Алекс". Почти все мероприятия находят отражение в телерепортажах на канале "Алекс". Особо хотелось бы рассказать о создании уголка Н.В.Гоголя в нашей школе. Искали и отбирали интересный материал о биографии писателя , его произведениях, о местах в Украине и Европе, связанных с именем писателя.. Это была интересная исследовательская работа, в которой приняли участие и учителя, и ученики. А это опять таки говорит о повышении читательского интереса к информации , много было прочитано, найдено. Благодаря помощи завода "Мотор Сич", нашей многолетней дружбе, были созданы стенды уголка Н.В.Гоголя, которые находятся в кабинете литературы. Из учащихся были избраны и подготовлены экскурсоводы для разных возрастных групп, и ребята с удовольствием проводят экскурсии, знакомя с биографией писателя и пропагандируя его творчество. Причем созданы лекции для учащихся разных возрастов. Если ученики 6 класса рассказывают о биографии писателя, о местах, связанных с его именем на Украине, то старшеклассники используют в своих лекциях сложный академический материал.

Результаты таковы: увеличилась количество учащихся, посещающих библиотеку на 7%, заинтересованность изучать литературу и язык, формируется читательский интерес у учащихся. С опытом работы по данной проблеме мы выступали на районном и городском семинаре учителей-словесников с темой “Роль внеклассной работы по формированию читательского интереса у учащихся” в марте 2014 года.








Комментариев нет:

Отправить комментарий